Подбор масла и особенности замены
Основными факторами стабильной и длительной работы автоматической трансмиссии, при обслуживании, является подбор трансмиссионной жидкости и своевременная её замена по регламенту производителя. Масло подбирается строго в соответствии с допусками для установленного на автомобиль агрегата. Их можно найти в сервисной книжке автомобиля, в оригинальных каталогах или каталогах производителей масел. При этом если Вы не уверены в правильном подборе допустимой жидкости – лучше доверить это дело специалистам.
С самой заменой, то же всё не так просто. Дело в том, что с гидротрансформатора, входящего в состав классической автоматической трансмиссии (объём которого составляет, примерно 40 % от всей системы), масло слить невозможно по его конструкционным особенностям. В связи с этим, заменить масло в АКПП можно двумя способами: методом вытеснения и методом обновления старого масла.
Методы замены
Для первого метода (вытеснением), необходим специальный аппарат, нагнетающий в АКПП трансмиссионную жидкость под давлением и выталкивающий, тем самым, старую. При этом, так как жидкость имеет свойство смешиваться, то для полного вытеснения старого масла, необходимо прогонять большее его количество примерно на 2 – 3 л, при общем объёме системы смазки АКПП для легковых автомобилей 9 +/- 2 л.
При втором методе, масло в системе обновляется в несколько приёмов слива старого и добавления нового масла. В этом случае можно обойтись без дополнительных приспособлений. При этом после каждого этапа трансмиссионная жидкость в коробке должна тщательно перемешаться. Для этого АКПП должна пройти от 1 часа интенсивной нагрузки и до нескольких дней спокойной эксплуатации, при желании (как Вам будет удобнее).
В обоих случаях рекомендуется заменить масляный фильтр АКПП с прокладкой поддона (зачастую они продаются в комплекте) или, в крайнем случае, промыть фильтр, если он сетчатый. Поэтому вначале сливается масло (что возможно) как с коробки, так и с радиатора, снимается поддон и меняется фильтр. После чего устанавливается поддон АКПП с новой прокладкой и закачивается или заливается новое масло (в зависимости от выбранного метода). В первом случае нагнетание происходит через подающий шланг от радиатора (второй в это время подсоединен), во втором – заливается через отверстие под щуп. Последующие этапы метода обновления производятся без снятия поддона коробки передач.
Процент поэтапного обновления трансмиссионной жидкости в АКПП при замене методом обновления (расчет для примера, при объеме 10 л, на процентовку не влияет):
Этап | Условия | Обновление от общего | Обновление всего | Пояснение |
1 | со снятием поддона | ~ 60% | ~ 60% | остаток старого масла 4 л. |
2 | без снятия поддона | ~ 40% | ~ 76% | в 6 л. остатка — 2,4 л. (40%) старого масла |
3 | без снятия поддона | ~ 40% | ~ 85,6% | в 6 л. остатка — 1,44 л. (24%) старого масла |
4 | без снятия поддона | ~ 40% | ~ 91,36% | в 6 л. остатка — 0,864 л. (14,4%) старого масла |
Расчет приведён примерный, т.к. процентное соотношение объёма масла в гидротрансформаторе к общему объёму системы в АКПП может быть разным в зависимости от конструкции. Другим так же может быть и соотношение объёмов заливаемой трансмиссионной жидкости к общему, при снятии поддона и без снятия (в среднем, значения составляют 60 и 40 % соответственно).
Существуют автоматические коробки типа 6F35, 6F50, 6T40, 6T75 и др. (последние цифры характеризуют передающий крутящий момент) в которых для замены фильтра необходимо снять и разобрать АКПП. Разработан этот тип был концерном General Motors совместно с компанией FORD и используется на разных марках автомобилей. Объём масла в них 7-10 л и оно рекомендовано производителями к замене по следующему регламенту:
— Частичная замена (обновление) при сливе через пробку, примерно 45 % от общего объёма каждые 30 – 50 тыс. км. Зависит от степени нагрузки на автомобиль – обычная езда по асфальту, бездорожье или буксировка прицепа.
— Полная замена с заменой фильтра (фетровый, одноразовый) и переборкой АКПП через 150 тыс. км пробега. В оригинале фильтр идёт в комплекте с сальниками, прокладками и пластинами блока клапанов.
Установка уровня масла
После операции по замене трансмиссионной жидкости следует правильно установить её уровень в коробке. В классических АКПП уровень масла выставляется в соответствии с указаниями производителя и метками на щупе для конкретной коробки при рабочей температуре 80 С° на работающем агрегате.
В тех АКПП, где нет щупа (такие как 6F.., 6T..), для выставления уровня масла используется контрольное сливное и заливное отверстие. Масло заливается до тех пор, пока не потечет с контрольки, так же соответственно при работающем двигателе и прогретой коробке передач.
В процессе выставления уровня необходимо попеременно включить все режимы работы трансмиссии, выдерживая на каждом около 10 сек., для полного заполнения маслом всех клапанов.
Правильное установление уровня жидкости в автоматической коробке, так же сильно влияет на срок её службы и плавность переключения передач.
Выбор метода замены
По удобству и скорости проведения процедуры замены масла – первый метод, конечно предпочтительней. Но соответствующее оборудование для него есть далеко не на всякой СТО, а тем более у частных автовладельцев. Насос, конечно, можно купить или сделать, при желании, вопрос лишь в том, как часто Вам приходится этим заниматься.
Если Вы обслуживаете автомобиль в автосервисе, то для экономии времени, лучше обратиться туда, где есть оборудование для прокачки трансмиссионной жидкости. Если же с таким оборудованием сложно в ближайшем окружении, то обстоятельства говорят сами за себя – выбор за методом обновления. В данном ключе можно еще проанализировать по стоимости работ, если есть выбор метода замены, но при этом желательно учитывать компетентность персонала сервиса.
* К классическим автоматическим коробкам передач относятся АКПП имеющие гидротрансформатор связанный с планетарным механизмом выбора передач.
Представленная в данной статье информация не относится к другим автоматическим коробкам типа: вариатор и роботизированным КПП с механическим сцеплением.
Отчасти, данную информацию можно применить для роботизированной коробки передач оборудованной гидротрансформатором для замены масла только в самом гидротрансформаторе, находящемся в отдельном корпусе, но процентовка обновления масла будет совершенно другая.
Был ли полезен материал? Оставьте свой комментарий